Чтобы провести проверку правильно, нужно знать, к кому обращаться, как проводится такая проверка логотипа, а также что делать, если окажется, что товарный знак не уникален. Обо всём этом, а также о регистрации логотипа, мы расскажем в данной статье.
Для чего нужна проверка логотипа на уникальность?
Логотип – это одна из важных составляющих фирменного стиля компании, ее лицо. Именно по логотипу, если он достаточно узнаваем, потребители узнают продукцию вашего бренда, даже если запускаются новые линейки товаров. Кроме того, логотип используется в различных рекламных материалах, на сайте, в презентациях и т. д.
Что же происходит, если логотип не уникален? Во-первых, вы не сможете зарегистрировать логотип, если он имеет достаточно много общего с одним из уже зарегистрированных товарных знаков на рынке. Особенно неприятно это для ситуаций, когда логотип определенное время уже использовался ранее, стал узнаваемым для клиентов, однако его регистрация не проводилась. если после экспертизы станет понятно, что он напоминает уже существующие бренды, придется проводить ребрендинг, что не только является дополнительными расходами, но и способствует потере части клиентов.
Если даже каким-то образом удастся зарегистрировать логотип, похожий на другой, или использовать его без регистрации, можно, во-первых, столкнуться с ситуацией, когда клиенты будут путаться в логотипах, что очевидно негативно повлияет на имидж компании и продажи, а, во-вторых, владелец исходного логотипа может обратиться с претензией относительно «копирования» их фирменного стиля и обвинениями в нечестной конкуренции. Подобные претензии могут стать основанием для судебного иска с очень непредсказуемыми последствиями. Потому, чтобы такого не происходило, обязательно нужно проводить проверку логотипа на уникальность перед началом его активного использования.
Кто может проверить логотип на уникальность?
Для проверки логотипа на уникальность можно воспользоваться различными способами. Самый простой – это самостоятельная проверка. Для этого нужно ваш логотип поискать в интернете (поиск по изображению). Поисковые системы покажут другие логотипы, которые так или иначе похожи на искомый. Таким способом можно найти явные сходства, и, например, попросить дизайнера внести коррективы, пока не поздно. Однако если речь идет о более подробном анализе, то такой подход имеет явные минусы: во-первых, человек без специальной подготовки не сможет однозначно сказать, насколько схожи между собой логотипы – сходство отдаленной ли до степени смешения, во-вторых, поисковая база может не включать значительное количество зарегистрированных, но не очень популярных логотипов.
Потому если речь идет о необходимости провести основательную проверку перед регистрацией, следует не «заниматься самодеятельностью», а сразу обратиться к профессионалам.
Наиболее полный и актуальный список всех зарегистрированных логотипов, а также заявки на регистрацию новых есть только в Национальном институте интеллектуальной собственности Казахстана. У тех, кто хочет зарегистрировать свой логотип, есть два варианта провести экспертизу: обратиться напрямую в институт или воспользоваться услугами т. н. патентного поверенного. Это специалисты, которые выступают как посредники между государственными органами и бизнесом и помогают быстрее решать вопросы, связанные с регистрацией торговых знаков, логотипов и других продуктов интеллектуальной собственности.
Воспользоваться услугами патентного поверенного намного проще, чем обращаться в институт интеллектуальной собственности: достаточно просто передать изображение логотипа и документы, которые подтверждают ваши права на него, а всё остальное сделает посредник: подаст заявку на анализ по установленной форме, получит результаты и передаст заказчику. В любом случае, конечным результатом проверки логотипа является заключение о том, что он не имеет явного сходства с другими зарегистрированными торговыми марками (или имеет, если сходство будет выявлено). После получения заключения можно переходить к регистрации логотипа – проблем уже не должно возникнуть.
Регистрация товарного знака
Для того чтобы зарегистрировать логотип или товарный знак, нужно подать заявку в Национальный институт интеллектуальной собственности. Заявка оформляется на стандартном бланке и включает в себя информацию о заявителе, подтверждение его интеллектуальных прав на логотип, сведения о компании, которую он представляет (если заявка подается от юридического лица), а также перечень товаров или услуг, которые будут использовать данный логотип. Также к заявке прилагается сам логотип во всех возможных вариантах использования (разные размеры, цветовая гамма и т. д.) и заключение экспертизы об уникальности данного изображения. Так, поскольку услуги регистрации платные, нужно предоставить квитанцию об оплате.
После подачи заявки она рассматривается сотрудниками института, и если всё в порядке, сведения вносятся в государственный реестр зарегистрированных торговых знаков, а заявитель получает свидетельство о регистрации логотипа. После этого его можно применять в любой сфере, и торговая марка будет защищена законодательством от неправомерного использования. Если вы хотите упростить процедуру, можно воспользоваться услугами по регистрации товарного знака, которые предоставляют профильные юристы. В этом случае вам не нужно заниматься сбором документов, их анализом, подачей в патентное ведомство – за вас это сделает представитель. В результате вы экономите время и усилия.
Заключение
Прежде, чем регистрировать логотип, необходимо убедиться в его уникальности. Сделать это можно, обратившись в Национальный институт интеллектуальной собственности при Министерстве юстиции Казахстана. Если вы хотите упростить процедуру или у вас возникли дополнительные вопросы по процедуре, можно обратиться за помощью к юристу по товарным знакам.