Торговая марка – это не только обозначение конкретного продукта или услуги среди других аналогов, но и надежная защита правообладателя от подделок и копирования. Потому неудивительно, что большинство компаний, которые ведут серьезную хозяйственную деятельность, хотят зарегистрировать бренд и логотип, тем самым защитившись от неправомерных посягательств со стороны недобросовестных конкурентов. Однако далеко не все знают, какая последовательность действий в процедуре регистрации, какие документы понадобятся для регистрации товарного знака, а также куда обращаться, чтобы зарегистрировать свою торговую марку. Обо всем этом мы расскажем в данной статье.
Что такое торговая марка?
Прежде, чем переходить к регистрации, нужно четко представлять, что из себя представляет торговая марка, или бренд (это синонимы, обозначающие одно и то же понятие). Согласно принятому в стране определению, торговым знаком (маркой, брендом и т.д.) является визуальное, текстовое, комбинированное или другое обозначение, которое применяется для индивидуализации товаров или услуг, предоставляемых производителем. Законодательство предусматривает возможность зарегистрировать товарный знак, тем самым связав его с конкретной компанией. После регистрации правообладатель получает законное право распоряжаться брендом по своему усмотрению, при этом использование третьими лицами торгового знака является незаконным и может привести к ответственности (административной и уголовной).
Торговыми знаками могут выступать различные элементы, например:
- текстовые – слова, фразы, наборы букв и цифр, аббревиатуры. Обычно обозначают конкретное наименование товара или услуги, иногда группы товаров. Сюда же относятся слоганы, используемые в рекламе или как часть фирменного стиля компании. Могут использоваться как существующие, так и вымышленные слова или буквенные комбинации, имена собственные и т. д.;
- визуальные (изобразительные) – картинки, логотипы и т.д. Могут быть как самостоятельными, так и вместе с буквами, цифрами, надписями или другими элементами. Обычно используются для визуального восприятия товара или услуги потребителем, повышают узнаваемость бренда, входят в фирменный стиль компании;
- другие – в качестве охраняемых торговых знаков могут быть зарегистрированы и другие мультимедийные объекты, например, звуки и мелодии, видеозаписи. В качестве примера можно привести рингтоны, звуковые схемы приложения и т. д.
Существуют также ограничения для регистрации объектов в качестве брендов: нельзя регистрировать общеупотребительные слова или понятия (например, торговая марка «Компьютер» для продажи ПК или «Автомобиль» для автосалона), уже зарегистрированные ранее обозначения или похожие на них до степени смешения, нецензурные или оскорбительные торговые знаки и т. д.
Порядок и сроки регистрации торговой марки
Процедура регистрации бренда в Казахстане прописана в Гражданском кодексе. Она состоит из следующих этапов:
- проверка торгового знака (марки) на уникальность – перед тем как подать заявку на регистрацию, необходимо удостовериться, что ранее никто не зарегистрировал аналогичный или подобный бренд. Для этого можно воспользоваться Государственным реестром охранных документов Республики Казахстан или общедоступной базой данных «Международные товарные знаки с указанием Казахстана». Если регистрируемое обозначение в этих базах не обнаружено, можно переходить к следующему этапу;
- подача заявки в НИИС (Национальный институт интеллектуальной собственности) – именно эта инстанция имеет исключительное право зарегистрировать товарный бренд на территории Казахстана. В заявке указывается, какой бренд вы хотите зарегистрировать, основания для регистрации, все возможные варианты использования (различные шрифты, варианты написания, языки, цветовая гамма и т. д.), перечень товаров и услуг, на которые распространяется действие бренда с указанием их торговой классификации. Кроме того, в заявлении указывается просьба провести экспертизу торговой марки (это необходимое условие для ее регистрации). Важно: подавать заявку на регистрацию бренда может только непосредственный правообладатель – руководитель компании, которая выпускает данный продукт или предоставляет услугу, или его законный представитель, действующий по доверенности;
- проведение необходимых экспертиз и регистрация – после получения заявки на регистрацию сотрудники НИИС обязаны провести различные проверки: не совпадает ли торговая марка с зарегистрированными в Казахстане, не является ли она запрещенной по тем или иным параметрам, соответствует ли действующим в стране требованиям, имеет ли заявитель полномочия для проведения регистрации и т. д. Стоит отметить, что экспертиза состоит из двух частей – предварительной и полной, причем ко второй части допускаются только те заявки, которые прошли предварительную экспертизу;
- получение свидетельства о регистрации торговой марки – если все в порядке, НИИС регистрирует бренд, вносит его в реестр, а заявитель получает документ, подтверждающий его право на владение данным торговым знаком.
Если говорить о сроках, то только на то, чтобы проверить регистрацию торговой марки, может уйти больше 7 месяцев – именно такой срок определен для проведения всех необходимых проверок сотрудниками НИИС. Также необходимо добавить, что они могут в любой момент приостановить процедуру проверки и запросить дополнительные сведения. Если же включить подготовку заявки, сбор необходимых документов и т. д., то срок может растянуться на год и даже больше. Однако помощь опытного юриста может помочь сократить время, которое понадобится на регистрацию бренда.
Заключение
Регистрация торговой марки – это один из способов защиты интеллектуальной собственности, который используется повсеместно и дает неплохие результаты. Чтобы зарегистрировать бренд, нужно, чтобы он соответствовал необходимым критериям, был уникальным, и заявитель имел на него права. Процедура регистрации достаточно продолжительная, потому рекомендуется доверить ее грамотному специалисту.