Между работодателем и наемными рабочими нередко возникают конфликтные ситуации. Их причинами могут быть неудовлетворительные условия труда, недостаточные по мнению работников зарплаты, отсутствие компенсаций, проблемы с оформлением отпусков и многое другое. Урегулированию подобных конфликтов следует уделять много внимания, ведь если ситуацию запустить, это может вылиться в серьезные убытки для компании, массовые увольнения, забастовки и т.д. В данной статье мы рассмотрим, как происходит рассмотрение трудовых споров, а также как улаживать подобные конфликты максимально эффективно.
Этапы рассмотрения трудовых споров
В Казахстане законодательство, касающееся трудовых споров (причем это касается как индивидуальных, так и коллективных), имеет ряд нюансов, о которых обязательно необходимо помнить. С момента введения в действие нового Трудового кодекса каждое предприятие, где работает от 10 наемных рабочих и больше, обязано иметь в штате специальный орган – согласительную комиссию, или комиссию по рассмотрению трудовых споров.
Эта структура должна быть постоянно действующей и включать в себя как представителей руководства, так и рядовых сотрудников. Формируется состав органа на определенный срок, после чего либо проводятся новые выборы, либо совместным решением комиссия продолжает свое действие на еще один срок. Главная задача комиссии – урегулировать все возникающие споры между работодателем и работниками, не допуская их выноса вовне предприятия. И только если комиссия не смогла помочь с улаживанием конфликтной ситуации, стороны смогут обратиться в суд.
Учитывая эти особенности трудового законодательства, этапы рассмотрения трудовых конфликтов выглядят так:
Сотрудник или группа работников готовят обращение (обычно оно оформляется в письменном виде), после чего передают его на рассмотрение комиссии. Вместе с заявлением предаются аргументы, которые подтверждали бы обоснованность выдвинутых требований или претензий. Впрочем, инициатором может выступить и руководство, если сочтет это целесообразным. Далее в течение 3 дней комиссия должна собраться, рассмотреть предоставленное обращение и сопутствующие документы, заслушать представителей конфликтующих сторон. После этого выносится решение, удовлетворять ли требования инициаторов обращения. На принятие решения комиссии выделяется до 5 рабочих дней. Вердикт оформляется в письменной форме, и с ним должны быть ознакомлены все участники спора;
Комиссия не всегда может помочь уладить конфликт, но это могут сделать третьи лица – посредники или трудовой арбитраж. В качестве посредника выбирается нейтральное лицо, которое не связано ни с одной из сторон конфликта и при этом пользуется авторитетом и у работников, и у руководства. Чаще всего это бывают профильные юристы, специализирующиеся на трудовом праве. Они, как независимая сторона, могут оценить ситуацию не с позиции участника конфликта и предложить адекватные действия по выходу из спора.
Что касается трудового арбитража, то это несколько другой формат содействия: вместо советов и рекомендаций они оценивают аргументы каждой из сторон спора (как согласительная комиссия) и решают, кто же прав. Еще одно отличие – арбитраж всегда состоит из нескольких человек, а посредник может быть один. Конечно, вердикт трудового арбитража не является обязательным к исполнению и не может быть таковым, но если стороны заранее договорятся принять его в качестве выхода из кризиса, именно за ним может быть последнее слово в споре;
Если ничего из досудебных вариантов урегулирования конфликта не принесло желаемых результатов, остается только одно – обратиться с исковым заявлением в суд. Нужно учитывать, что подсудность рассмотрения трудовых споров в Казахстане относится к арбитражному суду, и именно туда нужно подавать заявление на рассмотрение. В иске необходимо указать, что все предыдущие этапы соблюдены, и они не принесли никакого результата. Суд, рассмотрев аргументы истца и ответчика, вынесет решение по спору, которое и станет точкой в конфликтной ситуации (если не будет обжаловано в высших инстанциях).
Юридическая помощь по разрешению трудовых споров
Если вы столкнулись с трудовым спором, неважно, являетесь ли вы наемным работником или работодателем, без грамотной юридической помощи дело выиграть не удастся. Помощь юриста потребуется на всех этапах, начиная с подготовки обращения в согласительную комиссию и заканчивая отстаиванием позиции в судах. К обязанностям юриста в таких спорах относятся следующие действия:
- подготовка правовой позиции стороны – мало заявить о своих требованиях, они должны быть обоснованы и подкреплены ссылками на законы, мировые конвенции и другие важные документы;
- оформление жалоб, обращений, исков – все бумаги должны быть оформлены в строгом соответствии с нормами законодательства, в противном случае это может стать причиной для отказа в рассмотрении требований. Юрист в Казахстане проверит, чтобы все было правильно, а при необходимости сам оформит нужные бумаги;
- защита интересов во время рассмотрений – юрист имеет право присутствовать во время заседаний согласительной комиссии, арбитражей, судебных слушаний в качестве представителя одной из сторон. Его участие позволяет проследить за соблюдением законодательства и защитить интересы клиента.
Практика показывает, что если в споре принимает участие опытный юрист, это существенно повышает шансы на успешный исход для его клиента, а также сокращает сроки урегулирования конфликтной ситуации.
Заключение
Законодательство Казахстана предусматривает несколько этапов разрешения споров между работниками и работодателем – согласительная комиссия, арбитраж и судебный иск. Чтобы добиться положительного результата, желательно, чтобы на всех этапах вам содействовал опытный юрист по трудовым спорам.
социальная пенсия — Последние новости, Новости России читать