Как разрешить коллективные трудовые споров?

Разрешение коллективных трудовых споров

Иногда на предприятиях могут возникать коллективные споры между наёмными работниками и руководством компании. Со стороны работодателя очень важно уметь быстро и эффективно уладить конфликт, поскольку это грозит серьезными последствиями, вплоть до полной остановки деятельности (если спор приведет к забастовкам или массовым увольнениям).

Иногда на предприятиях могут возникать коллективные споры между наёмными работниками и руководством компании. Со стороны работодателя очень важно уметь быстро и эффективно уладить конфликт, поскольку это грозит серьезными последствиями, вплоть до полной остановки деятельности (если спор приведет к забастовкам или массовым увольнениям). Но не все руководители знают, где рассматривается коллективный трудовой спор, какие органы имеют право в него вмешиваться и что нужно сделать, чтобы уладить возникший спор быстро и эффективно. Обо всем этом мы и поговорим в данной статье.

Понятие коллективного трудового спора

Согласно определению, коллективный трудовой спор – это конфликт или разногласия между группой или всеми сотрудниками предприятия и работодателем (директором, учредителем и т. д.). Причины возникновения споров чаще всего касаются условий труда: продолжительность смены или трудового дня, заработная плата, различные компенсации работникам и т. д. Также причинами могут быть слишком высокие требования, игнорирование работодателем законодательных норм и другие подобные причины.

Зачастую споры начинаются с одного или нескольких инцидентов с отдельными работниками, а затем перерастают в более серьезные конфликты. Часто также инициаторами выступают профсоюзы или аналогичные организации, тогда конфликтные ситуации могут охватывать сразу несколько предприятий или даже целую отрасль – например, горнодобывающую, авиационную, сельскохозяйственную и т. д. Учитывая такие потенциальные масштабы, очевидно, что возникающие коллективные трудовые споры нужно решать как можно раньше, чтобы снизить ущерб для бизнеса.

Порядок разрешения коллективных трудовых споров

В Казахстане с введением в действие нового трудового кодекса серьезное внимание уделили спорам между работником и работодателем – как индивидуальным, так и коллективным. С момента его вступления в силу появилось обязательное требование для всех компаний, где работает больше 10 человек, организовать в рамках предприятия согласительную комиссию – специальную организацию, которая призвана рассматривать трудовые конфликты и примирять враждующие стороны. Комиссия должна формироваться поровну из наемных работников и представителей администрации, причем она избирается на определенный срок, после истечения которого теряет полномочия, и нужно проводить выбор или назначать новый состав.

Если же рассматривать весь процесс разрешения коллективного спора, то он состоит из таких этапов:

1
Рассмотрение конфликта согласительной комиссией.

Этот этап является обязательным, и ни одна из сторон не имеет права его проигнорировать. Инициаторы спора (обычно это инициативная группа работников) представляют свои требования в письменной форме, если необходимо – с доказательствами своей правоты в данной ситуации. После получения обращения комиссия обязана собраться в течение 3 рабочих дней, рассмотреть требования сторон, заслушать представителей участников спора, после чего вынести решение. На обсуждение и вынесение вердикта по закону выделено 5 рабочих дней, однако этот срок может быть продлен по согласованию с участниками спора. По истечении срока комиссия по коллективным трудовым спорам оглашает свое решение и знакомит с ним оппонентов.

2
Участие в споре посредника или трудового арбитража.

Если согласительная комиссия не смогла примирить стороны, и решение конфликта не достигнуто, стороны могут пригласить внешних участников в качестве посредников. Кандидатуры выбираются таким образом, чтобы они имели определенный опыт (часто это практикующие юристы), но при этом не были заинтересованы в исходе спора и не представляли ни одну из сторон. Их задача – взглянуть на спор с другой точки зрения и предложить варианты выхода из ситуации, которые стороны по тем или иным причинам не могли выдвинуть.

Трудовой арбитраж – очень похожая, но все-таки отличающаяся внешняя помощь. В отличие от посредников, они не предлагают свои варианты компромиссных решений, а рассматривают аргументы сторон и определяют на чьей стороне истина. Формируется арбитраж на принципах нейтральности и компетентности – участники комиссии должны иметь доверие среди обеих сторон спора, но не представлять ни одну из них. Решение арбитража не является обязательным к исполнению, но стороны могут договориться принять его, вне зависимости от содержания.

3
Обращение в суд.

Если никакие примирительные меры и участие сторонних помощников не привели к улаживанию конфликта, остается единственный вариант улаживания спора – обращение в суд. Обратиться с иском могут представители обеих сторон спора, но чаще это происходит по инициативе работников. Для защиты своих интересов потребуется собрать документы, в том числе, подтверждающие рассмотрение спора в досудебном порядке (на согласительной комиссии и с участием трудового арбитража или посредников), составить исковое заявление, где указать все требования, и подать пакет документов в суд. Суд обязан рассмотреть аргументы истца, заслушать представителей ответчика, ознакомиться с предоставленными аргументами и наконец, вынести финальное решение, которое будет обязательным для исполнения всеми сторонами конфликта.

Если вы столкнулись с коллективным трудовым спором, вам в обязательном порядке понадобится квалифицированная правовая помощь. Потому не забудьте воспользоваться юридическими услугами в Казахстане, которые сегодня предоставляют многие профильные юристы, специализирующиеся на трудовых спорах.

Заключение

Коллективные трудовые споры возникают не так часто, но при появлении грозят компании серьезными неприятностями, вплоть до полной остановки деятельности. Чтобы этого не допустить, нужно пытаться уладить конфликт в мирном русле, воспользовавшись помощью согласительной комиссии или внешних консультантов, а если это не даст результатов, обращайтесь в суд. В любом случае, не забывайте про помощь профильных юристов.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять